Главная > Написанное ранее > Почему европейское образование лучше нашего
Почему европейское образование лучше нашего
Картинка: europa.eu

Почему европейское образование лучше нашего

«Сейчас меня спросят, а я не знаю, что отвечать. Я такой тупой. Профессор отпустит пару колкостей по поводу моей непросвещенности в данном вопросе и запомнит меня неспособным к вразумительному ответу студентом». Такие мысли довольно часто проносятся/проносились в нашей голове, во время учебы в университете, да и в школе, согласитесь, тоже не без этого. «Хоть бы не спросили! Хоть бы пронесло!»

Учась в ФХ (Fachhochschule) в Австрии я стал смотреть на такую реальность другими глазами. Здесь профессора по отечески относятся к студентам. Если кто-то что-то не понял, они объяснят ровно столько раз, сколько понадобится, чтобы человеку стало всё ясно.

Здесь ученики рады, если их спросили, значит они могут продемонстрировать свое понимание или недопонимание материала. Если ответ был неточен или даже в корне неверен, учитель поправит, подскажет, улыбнется и укажет на ошибочность вашего суждения.

По второму разу

По стечению обстоятельств мне пришлось заново пройти несколько предметов на первом курсе в Австрии. Среди этих предметов была статистика. В Санкт-Петербурге, когда я учился в СПбГУ, у меня уже была статистика, но после лекций в ФХ, я понял и усвоил материал настолько хорошо, как я его никогда не понимал, учась в России.

Преподаватель был действительно одержим своим предметом и объяснял все настолько досконально и просто, что я заново открыл для себя эту «сухую» науку. Скажу больше, лекции по статистике стали для меня даже интересными.

Другой подход

Правильно говорят, что от преподавателя зависит очень многое. Дак вот, на моей практике плохих (по моим суждениям) преподавателей в Австрии было всего несколько штук.

Они хотели, чтобы студенты на экзамене выдавали им те же самые формулировки, что были в их слайдах и ничего другого не воспринимали. Шаг влево, шаг вправо — далее по тексту.

Но таких единицы.

В остальном же это полная свобода восприятия материала. Неважно как студент выразит свою мысль, главное чтобы суть была верной. Хотя язык изложения, конечно же, не должен скатываться до «вот когда эта штука вдруг происходит, то цены растут». В общем вы меня понимаете.

Всегда готов

Еще одна интересная особенность. Меня поразила готовность, а вернее сказать отсутствие желания уйти от ответа, когда преподаватель тебя что-либо спрашивает.

Если в СПбГУ довольно-таки часто на вопрос преподавателя звучал лаконичный ответ студента «не знаю», то в Австрии студенты отвечают в любом случае. Неважно, знают они ответ или не знают, если спросили, надо попытаться ответить. Это было очень необычно для меня.

Вот видно, что человек не знает ответа наперед, но подумав секунд 10-15 он выдает свое понимание проблемы, свой вариант ответа и неважно на 100% ли он правилен или вообще сказал не про то.

Что было, что будет, на кого Бог пошлет

На моей памяти довольно много сценок, когда учителя/профессора в России мягко говоря «журили» нерадивых учеников своих за отсутствие знаний у последних: «Вы совершили самую большую ошибку, подав документы в медицинский», — говоря языком доктора Быкова из «Интернов».

Или «всё, что вы можете, это сидеть вконтакте и надеяться на благосклонность богатеньких родителей, так как своими мозгами вы сможете заработать себе разве что на новые шнурки» и тп. выражения.

В общем согласитесь, нас всячески «поощряли» и, я уверен, продолжают «поощрять» к получению новых знаний. Ясное дело, после пары таких вот выволочек, студент засядет за учебники и станет вторым Вассерманом или Перельманом. А если серьёзно, то появится только желание встретить этого профессора в темной подворотне,а никак не тяга к освоению геометрии Лобачевского.

Хотя я совру, если скажу, что в России у меня не было хоорших преподавателей. Они были, но их было к сожалению так мало, что в Австрии я первое время был просто ошарашен.

Наверное во многом благодаря своей системе образования, австрийцы/европейцы не боятся экспериментировать, оказаться неправыми в чем-то. Здесь каждый всегда сможет постоять за свое мнение, не стушуется если был не прав: ну не прав и не прав, с кем не бывает?

Уже в школе формируется самостоятельность в принятии решений, никто не пытается пристыдить ребят за их проступки и незнания, им наоборот помогают познавать мир. Думаю во многих европейских странах ситуация обстоит так же.

Такая раскрепощенность подкупает и заставляет задуматься о нашей системе образования с ее грядущими реформами.

Об авторе: Александр

Александр
Меня зовут Александр. Я автор, администратор и модератор этого блога. Окончил в Австрии бакалавриат + магистратуру. Живу в Зальцбурге и люблю знакомиться с интересными людьми.   Где меня можно найти:

9 комментариев

  1. здорово.. необычно.
    надеюсь, что через год мне удастся это ощутить на своей шкуре

  2. Станислава

    Я уже два года учусь в Австрии. Эта статья напомнила мне, что у меня были те же самые мысли, когда я начала учиться в ФХ.
    Меня приятно удивлял коммуникативный, диалоговый стиль лекций. Настолько лучше участвовать в лекции, а не просто тупа слушать её — плюс меньше шансов уснуть:)

    В Питере, когда я училась в СПбГУ, меня ужасно раздражало это скотское отношение преподавателей к ученикам: постоянно смотрят на студентов сверху вниз, не устают напоминать, что все студенты тупые, ничего не знают, с каждый поколением становятся всё тупее и тупее итд итп… Помню, я пропустила много занятий по Испанскому по причине болезни, так когда я снова появилась на занятии, преподаватель вместо того, чтобы мне, так скажем, обрадоваться, начала возмущаться, ругаться и чуть ли не обзываться! В общем, сделала всё, чтобы у меня больше не возникло желания снова приходить на её занятия!

    В ФХ я больше всего ценю то, как они с радостью помогают всем студентам, если у тех возникают какие-либо вопросы, проблемы. По-дружески относятся ко всем, и всегда готовы поддержать. Это как одна большая семья. Может это оттого, что университет небольшой, но в СПбГУ ведь существуют кафедры — на каждой из них запросто можно создать подобную атмосферу. Нет же, там все студенты — черви, не стоящие ничьего внимания…
    Грустно всё это.
    Я могу сказать одно — если я когда-то допускала мысль вернуться в СПбГУ, теперь у меня не осталось никакого желания — всё познаётся в сравнении!

    • Александр

      Спасибо, Станислава, за ваш комментарий.

      Да, попадая в такую образовательную среду, хочется действительно учиться. Не хочу сказать, что в России все связанное с образованием было жутко плохо, просто человеческое отношение к студентам играет огромную роль.

      Приятно, когда твое мнение уважают и не пытаются заткнуть тебе рот.

  3. Ксения

    Хотела бы тоже поделиться опытом :) я заканчиваю второй семестр здесь, в Австрии (Линц). К сожалению не могу согласиться с вышесказанным. Плюсов действительно достаточно, но качество образования оставляет желать лучшего. Мне нравится стиль преподавания, что все, так сказать «без напряга», никто на тебя не давит и ты спокойно можешь высказываться по тому или иному вопросу. Но сам материал, который преподают, очень не значительный; экзаменов как таковых нет, все сводится к письменным тестам или многочисленным презентациям. С одной стороны конечно это хорошо, можно приобрести умение выступать на публике, но когда за занятие приходиться выслушивать по пять выступлений, и каждое далеко от идеального, волей не волей предаешься мечтаниям и своим мыслям :) домашнего задания практически нет, приходится постоянно самой искать «чем развлечься» — здесь тоже есть свои плюсы, развиваешь самостоятельность получения информации, но встает другой вопрос — как узнать что действительно нужно?! Мне не нравится что предметы выбирать нужно самой, это ужасно расслабляет (поэтому тут многие и получают образование в течение аж 10 лет). Может я конечно слишком критично сужу, но мне есть с чем сравнивать. В России я училась в нижегородском инъязе, нас там драли так драли (извиняюсь за выражение), благодаря этому мне здесь достаточно легко! Было конечно всё, и плохое и хорошее, но это своеобразная школа жизни, за которую я действительно благодарна. Я в Австрии Exchange Student на год и иногда мне кажется что преподаватели относятся к таким как я не особо серьезно. Вам повезло больше, раз попадались больше хорошие преподаватели, мне же как то видно не везет. Складывается мнение что русских здесь не особо любят! Насколько я помню я не давала повода для какого-то негативного отношения в мой адрес, но многие преподаватели относятся достаточно предвзято. Это очень обижает. Очень надеюсь что вам не придется столкнуться с теми проблемами, что пришлось пережить мне. Это все же опыт, пусть и не всегда положительный :)

    • Александр

      Привет Ксения,

      Спасибо, что поделились вашим опытом. Многое зависит, конечно, от ВУЗа в котором учишься. Например, университет мне тоже показался чем-то не тем — слишком мало предметов (у меня было 4 лекции в неделю), расписание можно составлять самому (мне просто была непревычна такая система) и слишком много студентов в аудиториях.

      В моей ФХ, где я учусь сейчас экзаменов было довольно-таки много — по 12 штук в семестр + всякие презентации и проекты. Теперь же, на магистратуре, экзамены в большинстве своем проводятся в форме ниписания проектных работ и их последующих презентаций.

      Предвзятого отношения я не чувствую, но это тоже фактор, зависящий от конкретных профессоров и студентов, которые учатся вместе со мной. Тут много студентов из других стран.

      Надеюсь, что ваша ситуация со временем улучшится!

  4. Наднжда

    Здравствуйте Александр.
    Я педагог, с двадцатилетним стажем, правда преподаю в средней школе (прекрасной языковой гимназии замечательного города на юге России).
    Мой вопрос связан с реализацией проекта над которым работает наша гимназия, у него очень длинное название::)) но суть в том, что пытаемся перенять и адаптировать те методики европейской модели образования, которые бы помогали нам формировать у гимназистов компетенции необходимые для успешного существования в современном мире.
    Очень заинтересовала информация о коммуникативном, диалоговом стиле лекций…
    Но, если это возможно, не могли бы Вы поделиться еще какими-нибудь, не традиционными для российского образования методиками или подходами к обучению, которые помогли бы нам в нашей работе. Ведь, к счастью, не все уезжают из России, и мы хотим сделать нашу гимназию лучшей, для тех кто в ней учится.
    Заранее благодарна, с уважением, Надежда

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *