Главная > Житейское > Смогли бы инвалиды учиться в Вене?
Смогли бы инвалиды учиться в Вене

Смогли бы инвалиды учиться в Вене?

Возможно ли с нарушениями опорно-двигательного аппарата получить высшее образование в университетах Вены и других городов Австрии?

Знаете ли вы, что:

  • по данным Росстата, на 1 января 2006 года в России было 12,55 млн инвалидов, из них на людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата приходится 4,5%, т. е. более 0,5 млн? Кто знает, сколько их сегодня?
  • по словам пресс-секретаря Европейского медцентра, предложение комфортных кресел-колясок на российском рынке серьёзно ограниченно, и на такие кресла будет колоссальный спрос, если появится возможность продавать их хотя бы в кредит;
  • ещё в 1995 году Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» декларировал, что задачей государства является предоставление инвалидам равных с другими гражданами прав и возможностей.

В предыдущей статье я писала о том, что по прилёту в аэропорт Вены первым моим впечатлением было: «Австрийцы беспечны». Вслед за этим пришла мысль: «Здесь удобно людям». Вена является удобным городом для всех людей – для молодёжи и пожилых людей, для студентов, для людей с маленькими детьми, для работающих людей. Но в первую очередь мне хочется рассказать об особенностях жизни в Вене людей с ограниченными способностями.

Давно, ещё до переезда в Москву из маленького сибирского городка, я недолго работала учителем начальных классов в центре реабилитации детей-инвалидов. Дети и подростки с умственными аномалиями, дети на костылях посещали центр почти ежедневно.

Детей и подростков, которые не могли передвигаться без инвалидных колясок, привозили в центр только один-два раза в год по большим праздникам, потому что нести человека от квартиры до машины, от машины до детского центра, а потом в обратном порядке нелегко. Да и машины были не у каждой семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида…

По тем же причинам дети в инвалидных колясках не посещали школы и даже на свежем воздухе почти не бывали: летом «гуляли» на балконах, зимой – нигде.

В Москве, посещая школы, музыкальные школы, вузы, библиотеки, торговые центры, я всегда обращала внимание на оборудованные съезды, лифты для проезда инвалидных колясок, если таковые были в наличии, хотя чаще приходилось обращать внимание на их отсутствие. Во время просмотра российских ток-шоу всегда думаю о том, что в студии нет людей в инвалидных колясках по очевидной причине: их трудно привезти в «Останкино».

Люди в инвалидных креслах в аэропорту «Schwechat»

В аэропорту Вены по дороге от трапа самолёта до пункта таможенного контроля мы увидели много (действительно, много) инвалидных колясок – пустых вдоль стен – на случай, если они понадобятся. В центре залов было много (действительно, много!) людей в инвалидных колясках – по одному, парами и даже группами человек по 10-15.

Люди в инвалидных креслах в магазинах

Смогли бы  инвалиды учиться в Вене?Вена отличается от Москвы большим количеством людей в инвалидных колясках на улицах, в городском транспорте, в магазинах.

В Москве я не видела, чтобы люди в колясках делали покупки в супермаркетах типа «Ашан» или выбирали электронику в магазинах типа «Эльдорадо». В Вене люди в креслах-колясках ездят по магазинам.

Городской транспорт для людей в инвалидных креслах

Смогли бы  инвалиды учиться в Вене?В Москве человек в кресле-коляске не сможет попасть в метро без посторонней помощи. В Вене станции оборудованы стеклянными лифтами для тех, кто не может самостоятельно спускаться по эскалатору и лестницам.

Я не представляю, как в России инвалидную коляску можно ввезти в автобус или трамвай. В Вене на остановках наземного транспорта на световом табло цифры показывают, сколько минут осталось до приезда очередного автобуса или трамвая, идущих по каждому маршруту. И, кроме того, другие цифры показывают, сколько минут осталось до приезда трамвая, оборудованного въездом для инвалидной коляски. Примерно каждый третий трамвай приспособлен для этого. Все автобусы в Вене приспособлены для въезда в их салоны инвалидных колясок.

Не хотят или не могут?

Смогли бы  инвалиды учиться в Вене?Я знаю людей, которые придерживаются мнения, что изолированность инвалидов возникает из-за них самих, что люди, попав в беду, замыкаются в себе и перестают общаться. Каждый человек переживает несчастье по-своему, и не все становятся нелюдимыми. Но в РФ люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата – даже желающие участвовать в жизни общества – не могут самостоятельно выйти из квартир, доехать на метро и в автобусах до библиотек, школ, институтов.

Тем же людям, которые, попав в беду, предпочитают уединение и нелюдимость, тоже нужна возможность самостоятельного передвижения, например, чтобы погулять в одиночестве по парку. В Вене все люди ведут полноценный образ жизни, имеют возможность передвигаться по городу, посещать общественные места.

Университет для людей в инвалидных креслах

Мы живём рядом с кампусом Венского университета. Большая территория, на которой расположены множество факультетов, зелёные дворы, детский сад, супермаркет, много кафе. По асфальтированным дорожкам студенты ходят пешком и ездят в креслах-колясках. Вход (или въезд) в каждое здание приспособлен для колясок.

Студенческие общежития для людей в инвалидных креслах и незрячих людей

В нашем общежитии несколько комнат приспособлены для проживания инвалидов (со специально оборудованными ванными комнатами и кухнями). Кроме этого, абсолютно во все комнаты нашего общежития возможно въехать на коляске.

В лифтах нашего общежития рядом с кнопками, на которых указан номер этажа, есть металлические таблички, на которых написана эта же цифра азбукой Брайля, рельефно-точечным тактильным шрифтом, предназначенным для письма и чтения незрячими людьми.

Патриотизм – это помощь соотечественникам

Однажды слышала, как один из молодых телеведущих, приглашённый на передачу «Сто вопросов к взрослому», уговаривал детей не уезжать за границу, говорил: «Вы нужны нашей стране». Думаю, что в тот момент ведущий не обратил внимание на то, что в студии не было ни одного ребёнка в инвалидной коляске, и не подумал, как много детей, не имеющих возможности передвигаться самостоятельно, смотрит сейчас эту передачу по телевизору.

Сколько людей из полумиллиона российских инвалидов смогли или смогут получить очное высшее образование? Насколько сильно они нужны стране? Как сможет помочь им лично молодой ведущий, если ни у него, ни у других людей нет привычки беспокоиться о них?

Упомянутый выше Федеральный закон обещает (следует писать: «гарантирует», но как-то очень издевательски получилось бы) школьникам «инклюзивное образование», обеспечивающее право детей-инвалидов учиться в обычных школах рядом со своими сверстниками. Министерство образования РФ не развивает это направление со времени выхода закона. Очное обучение в вузах для инвалидов в РФ тоже невозможно.

Если у родителей детей-инвалидов есть возможность оплатить проживание в Вене для их детей, то низкая цена за обучение в австрийских вузах может стать отличной возможностью для них получить высшее очное образование и вести полноценную жизнь. А с высшим европейским образованием больше шансов, чем без него, получить в будущем высокооплачиваемую работу и иметь возможность помочь тем нашим соотечественникам с ограниченными способностями, кому повезло меньше.

***
Прошу студентов из других городов Австрии написать, насколько приспособлены учебные корпуса университетов, общежития, городской транспорт для людей в инвалидных колясках.

Май 2012,
Из Вены для Germanblog.ru

Об авторе: Ольга Нечитайло

Ольга Нечитайло
Ольга Нечитайло, ведущая рассылки «Жду Вас. Ваша Австрия».

Контакты Ольги:

5 комментариев

  1. Более политкорректно говорить не «инвалид»,а «человек с ограниченными возможностями здоровья»

  2. Ольга, Маргарита

    При написании статьи мне очень хотелось избегать этого слова. Но, поскольку оно есть в названии Федерального закона, неполиткорректным оно не является.

  3. Александр

    В Инсбруке тоже все автобусы оборудованы специальным пандусом и водитель помогает человеку в коляске заехать в салон и потом выехать из автобуса. Трудно представить, что в том же Питере человек в коляске будет пользоваться наземным транспортом: во-первых, в большинстве случаев просто нет возможности попасть в салон, а во-вторых, в автобусах ездит столько народу, что человеку в коляске просто не найдется места.

    В Вене бывает давка в автобусах? Там гораздо больше жителей нежели в Инсбруке, наверное инвалидам сложнее пользоваться наземным транспортом. Нет?

    А вообще людей с ограниченными способностями тут уважают и всячески стараются облегчить им жизнь. В общественных местах везде, где есть лестница или эскалатор, обязательно есть и лифт. Бордюры тротуаров на пешеходных переходах или просто в местах возможного «съезда» колясочника скошены и позволяют человеку в коляске передвигаться по городу комфортно и самостоятельно.

    • Well, these are dire times for the bottom 80%. But they aren't dire times for the 1% who rule us, they're doing just fine thank you very much, so there's no incentive to do something like a WPA or CCC on their part. Yes… WASF. The "service economy" has serviced us good and hard, like a stallion services a mare.- Badtux the Waddling Penguin

  4. «А вообще людей с ограниченными способностями тут уважают и всячески стараются облегчить им жизнь. В общественных местах везде, где есть лестница или эскалатор, обязательно есть и лифт. Бордюры тротуаров на пешеходных переходах или просто в местах возможного «съезда» колясочника скошены и позволяют человеку в коляске передвигаться по городу комфортно и самостоятельно.»

    В Лондоне всё так же. Спасибо огромное, уважаемая Ольга, Ваша рассылка очень интересная, подписалась, читаю с удовольствием. Удачи Вам и Добра!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *