- Давайте сперва посмотрим, как обстоит ситуация с ценами на общественный транспорт в нескольких крупных городах Австрии,
- Потом поговорим о том, как же пользоваться общественным транспортом (это не так просто, запутаться может любой впервые приехавший в Австрию),
- И в заключение посмотрим, как обойти факт платы за проезд.
Да, знаю, не платить за общественное благо, которое и согреет и довезет до пункта назначения в ненастную погоду, нехорошо, но порой у студентов бывает совсем уж мало денег и сэкономленные € 2 придутся потом весьма кстати.
Стоимость проезда в разных городах
Стоимость общественного транспорта варьируется от города к городу. Ниже — выборка цен по состоянию на сегодняшний день. Мы исходим из ситуации, «поездка в одну сторону, без каких-либо скидок» в зоне города (билеты в пригороды дороже). Другими словами — полная стоимость по городу.
Вена
- В Вене за одну поездку в одну сторону на любом виде общественного транспорта, будь то автобус, трамвай или метро, придется выложить € 2,10. Если покупать билет у водителя (там где это возможно), то и все € 2,20.
- Билет на 24 часа — € 7,10. Можно передавать другому лицу. Действия билета начинается с того момента, как вы его «пробили».
- На 48 часов — € 12,40.
- На 72 часа — € 15,40.
- Билет для любителей шоппинга — € 5,70. Срок действия 1 день между 8:00 и 20:00 на неограниченное количество поездок. Билет, за исключением тех, что были куплены в онлайн магазине Wiener Linien, можно передавать другим лицам.
- Мобильный билет — € 2,60 на одну поездку или € 5,10 на весь день (до 01:00 следующего дня). Этот билет, можно купить через скачанное на ваш смартфон мобильное приложение или, для владельцев «обычных» телефонов, просто отправив СМС на указанный на остановке номер (обычно где-то на расписании).
- Билет на 8 дней — € 35,80. Дни могут быть распределены как угодно и не должны обязательно следовать друг за другом. Этот билет можно передавать другим лицам и использовать одновременно с друзьями (главное «пробить» не один, а соответствующее числу пассажиров количество однодневных билетов). Для тех кому интересно, экономия от покупки этого билета на 8 дней по сравнению с 8 билетами на 24 часа составляет 37%.
- Официальный сайт Wiener Linien.
Зальцбург
Зальцбург также радует довольно-таки разнообразной тарифной сеткой. Тут и обычная поездка и 60-минутная поездка и билет на 3 остановки и многое другое. Тарифы приведены для центральной зоны (Salzburg Kernzone), т.е. не для поездок в пригороды, и при условии, что билет куплен в автомате до начала поездки (т.е. не у водителя, скажем, троллейбуса). Да, в Зальцбурге есть троллейбусы! Дело в том, что в Вене и других городах Австрии, кроме Линца, троллейбусов нет. А ведь это очень экологичный и не шумный вид транспорта. Такая политика города Зальцбург мне нравится.
- Обычный билет в одну сторону — € 1,60.
- Билет на проезд в одну сторону в рабочий день с 9 до 17 часов. Им можно воспользоваться даже в субботу, если это ваш рабочий день. Примечательно, что концом рабочего дня в Зальцбурге считается 17:00. Это приятно, необычно для русского обывателя и, черт возьми, это правда! Большинство гос. учреждений работает именно до пяти вечера.
- Билет на три остановки — € 0,80. Внимание: остановка, откуда начинается ваша поездка считается, и включена в эти три.
- Билет на 24 часа — € 3,30. Билет можно передавать другому лицу и действует он не до конца дня, а действительно 24 часа. На момент окончания действия билета, поездка должна быть уже завершена, иначе — штраф.
- Handyticket Single — билет, который можно купить через скачанное на ваш смартфон мобильное приложение или, для владельцев старых добрых «обычных» телефонов, просто отправив СМС на указанный на остановке номер (обычно где-то на расписании). Стоимость € 2 и действует он 60 минут на любое количество остановок и пересадок.
- Официальный сайт Salzburger Verkehrsverbund.
Инсбрук
Теперь посмотрим на столицу Тироля. Тут все поскромнее.
- Обычный билет в одну сторону — € 1,80. Можно пересаживаться в течение 30 минут после покупки / «пробития» билета.
- Билет на 4 поездки на любом городском транспорте — € 6.
- Билет на 24 часа — € 4,40.
- Недельный билет — € 13,90. Действителен одну неделю с момента покупки. Можно передавать другим лицам.
- Мобильный билет. Билет, который можно купить через скачанное на ваш смартфон мобильное приложение или, для владельцев «обычных» телефонов, просто отправив СМС на указанный на остановке номер (обычно где-то на расписании). Стоимость € 1,80 и действует он 45 минут на любое количество остановок и пересадок.
- Официальный сайт Innsbrucker Verkehrsbetriebe
Ну что ж, с тарифами нескольких городов мы ознакомились. Дороже всего кататься на общественном транспорте в Вена. Самый выгодный — Зальцбург. Ну а Инсбрук где-то посередине. Теперь посмотрим, как правильно пользоваться благами австрийского общественного транспорта.
Как ездить на общественном транспорте
Первое время, попав в Австрию, не сразу можно сориентироваться, как же правильно пользоваться общественным транспортом. Кондукторов в салонах автобусов, трамваев и троллейбусов нет, турникеты в метро тоже не стоят. Как же платить-то? И как осуществляются проверки? Может быть прикинусь ничего не знающим иностранцем и мне все сойдет с рук? Давайте разберемся.
Билет на наземные виды городского транспорта можно в большинстве случаев приобрести у водителя прямо во время посадки. В этом случае заходить в автобус, трамвай или троллейбус нужно через переднюю дверь. Готовите деньги, платите, получаете билет, занимаете свое место в салоне. Все.
Однако, нужно иметь ввиду, что за «услуги водителя» приходится доплачивать. Так стоимость билета, купленного перед поездкой в автомате составляет, к примеру, в Инсбруке € 1,80, в то время как у водителя он стоит уже € 2. Сделано это не только для того, чтобы «оплачивать труд водителя», но и для того, чтобы на каждой остановке не было больших очередей из желающих приобрести билет прямо в автобусе, что в конечном итоге неизбежно приводит к отставанию от расписания.
Если вы купили билет в автомате, не забудьте его пробить! В каждом салоне есть несколько автоматов специально для этой процедуры. Купленные у водителя билеты пробивать не нужно.
Чтобы выйти на нужной остановке, нужно нажать на кнопку «STOP». Потому что, если никто из пассажиров ее не нажал и на автобусной остановке нет людей, желающих сесть в транспортное средство, водитель просто не будет останавливаться и поедет дальше. Так в первое время, находясь в новом городе или даже новом районе, очень просто проехать нужную остановку. Поэтому знайте «окружение» своей остановки — какие дома, магазины или перекрестки ей предшествуют. Ведь вам нужно знать, когда нажимать на кнопку «STOP», чтобы выйти в нужном вам месте.
Когда речь идет о метрополитене (который в Австрии в привычном нам всем виде есть только в Вене), то билет можно купить в одном из автоматов. Они есть на каждой станции на входе. Затем, прежде чем сесть в поезд, необходимо «пробить» билет. Сделать это можно прямо после его покупки — специальные терминалы располагаются обычно рядом с автоматами и не увидеть их невозможно. В любом случае, прежде чем оказаться на перроне и сесть в поезд, вы будете проходить мимо них.
Прикинуться туристом и сказать, что, мол, «Люди добрые, за что? Я ж не местный! Я ж не знал!» не получится. Контролеры беспощадны ко всем пассажирам. Поэтому будьте внимательны и не забывайте пробивать свои билеты.
На общественном транспорте «зайцем»
Опять-таки, не призываю никого становиться Schwarzfahrer. Это может повлечь за собой определенные последствия. Такие как: учащенное сердцебиение, холодный пот на ладошках, беспокойное озирание по сторонам и, наконец, штраф. А штрафы тут немаленькие. Например, на сайте Wiener Linien сообщается, что за безбилетный проезд штраф составляет € 103. Если его не оплатить на месте или в течение 3 дней с момента выписки, сумма штрафа увеличивается.
Но вернемся к теме статьи. Как же более ли менее безопасно бесплатно проехать на общественном транспорте? Сразу обговорюсь, что нижеизложенная информация относится к наземному транспорту. Итак, что нам понадобится:
- Мобильный телефон.
- Немного сноровки и внимания.
Ничего сложного. Вы, следуя инструкциям, применимым конкретно для вашего города и выбранного вида транспорта, покупаете мобильный билет. Обычно на каждой автобусной или трамвайной остановке есть специальные информационные таблички, повествующие о том, как приобрести билет с помощью мобильного телефона. Не удивляйтесь, что для поездки «зайцем» нужно покупать билет. Как показывает опыт, в самый первый раз нужно все же купить билет. Сейчас расскажу почему.
Итак.
- Мы отправляем требуемое слово на указанный номер телефона. Ждем немного.
- Нам приходит СМС с просьбой подтвердить покупку билета. Обычно это что-то вроде «напишите JA в ответ на это сообщение».
- Затем нам приходит подтверждение покупки мобильного билета. И после этого, через какое-то время, новое СМС с примерно таким содержанием: «Если в будущем вы снова захотите купить мобильный билет, то сделать это можно и без подтверждения, отправив только одно СМС с таким-то текстом на такой-то номер».
- Вы сохраняете черновик СМС с присланным текстом на указанный номер телефона в шаблоны вашего мобильника.
- В будущем, когда вы будете находиться в автобусе, трамвае или троллейбусе без билета, вы открываете сохраненный шаблон и, чуть что, просто нажимаете кнопку «отправить». СМС с подтверждением приходит обычно в течение 4-5 секунд.
Вот и все. Таким образом, вы купили билет за 5 секунд. Главное не проворонить момент, когда контролеры зашли в автобус и сидеть на таком месте, чтобы не оказаться в числе самых первых проверяемых. По опыту тех, кто пользуется этим методом, контролеры не смотрят на время покупки мобильного билета, а проверяют просто его наличие. Но гарантий, разумеется, нет никаких, могут и проверить. Тогда придется как-то выкручиваться, говоря, что только что вбежали в автобус и купили билет так скоро насколько это было возможно.
А для тех, кто живет в Вене, любопытной будет вот эта страничка Wiener Linien, где вывешиваются даты наиболее интенсивных проверок в общественном транспорте. Даже с указанием линий! Не знаю, насколько этому можно верить, но такая прозрачность проверок меня все равно несколько поразила.
В Праге мобильный билет приходит далеко не моментально, несколько минут проходит. А контролеры подкрадываются так незаметно, что успеть практически невозможно. :)
В Вене не во всех,но во многих штрассебанах (в основном в новых вагонах) поставили специальные автоматы для покупки билетов, билет стоит чуть дороже 2,20 (обычная стоимость 2,10) :)
Да, точно. Забыл про автоматы в трамваях :)
Все так, но хотелось бы уточнить один момент для Вены. Ссылка в статье на вебсайт Венских линий с датами и местами проверок не совсем соответствует истине. Т.е. проверки на указанных там линиях общественного транспорта будут 100%, но и другие маршруты они не оставляют без внимания :))) Просто там «шерстить» будут не десятки конторллеров, а 1-2 группы. Несколько раз меня проверяли контроллеры на тех маршрутах, которые не были указаны в регламенте.
Мне кажется, что это связано с тем, что контроллеры, например, переходят с одного маршрута на другой через «промежуточные» линии, тем самым не забывая отделить
овец от барановпассажиров от «зайцев». Удачи ;) И будьте законопослушны :)Да, я так и предполагал. Поэтому и написал «вывешиваются даты наиболее интенсивных проверок в общественном транспорте». Разумеется, проверяют они постоянно ;) Правда, ночью (после часа) ни разу не слышал, чтобы контролеры проверяли билеты.
Ха! Ночью они вообще могут остановить с проверкой ночной автобус, что проделывают ни раз в самых лучших традициях американских вестернов. В метро вот, да, не приходилось встречать. Оно ведь работает по ночам только в выходные и по праздникам. Видимо для них не существенно, но автобусы ночами
грабяттрясут)))Ого! Любопытно. В Инсбруке такого ни разу не встречал. Наверное в Вене контролеры более преданы своему делу :)
Нет, уважаемый тёзка, позволю себе с вами не согласиться. Это обычная практика для Вены. Много людей пользуются ночными автобусами, в том числе те, которые являясь представителями Homo Sapiens, умудряются оказаться в рядах Homo Zajces))) Вена не Иннсбрук, тут и расстояния другие, да и контингент не всегда законопослушный. Вот и вкалывают ночами венские контроллеры) Гвозди бы делать из этих людей… и по шляпку!)))
Александр, приветствую!
В Вене приходилось встречать контроль и на выходе в нескольких метрах от эскалатора на выход с линий в вестибюль станции. Т.е. тут уже просто без вариантов.
Касательно контроля — иногда остается только удивляться логике… на днях в Швейцарии в Люцерне был проконтролирован в 5.55 утра в субботу на одном из самых первых автобусов у предпоследней станции. Там пассажиров-то не было в это время… но контроль был! ;)
Относительно оплаты штрафа. Вот случилось, оштрафовали в метро Вены. Оплатили на следующий день на почте по банковской карте, а сегодня оказалось, что платеж не прошел, потому что карта не австрийского банка. Заплатили уже наличными, но, наверное, уже начали проценты «капать» за просрочку платежа.Вопрос: ГДЕ МОЖНО УЗНАТЬ, СКОЛЬКО НУЖНО ДОПЛАТИТЬ К ШТРАФУ? Заранее спасибо за ответ.
Люся, сходите в Wiener Linien. Там вам однозначно подскажут.
Уважаемые, кто может подсказать, если не оплатить штраф за отсутствие билета на поезд (хотя я спускалась в метро на Landstasse) 100 евро, то чем это может закончиться? Контролер знает только мои имя фамилию, дату рождения и адрес в Украине. Я даже еще не успела получить вид на жительство, а уже такие неприятности =(
Понимаю, что неактуально для Юлии, но вдруг уто-то другой прочитает.
Да, можно не платить, но тогда могут возникнуть проблемы с выдачей вида на жительство (пока не оплатите — не получите). Кроме того, если совсем наглеть, могут вообще департировать (теоретически они могут это сделать за любое нарушение закона).
Ну как минимум контролер не получит свой % от вашего штрафа к своей ЗП. А так самой интересно, есть кто не заплатил?
Тоже ездил когда-то зайцем. Но потом постепенно пришло понимание, что каждому нужно платить за его труд. Это если бы вы вкалывали целый день, а потом ваш работодатель нашел бы лазейку гте-то в законе, которая позволяет ему не заплатить вам зарплату. С билетами это приблизительно так же. Раз уж мы приехали в другую страну, давайте вести себя как люди :-)
Как по мне, лучше заплатить и не париться…
«Раз уж мы приехали в другую страну, давайте вести себя как люди :-)»
забавно, а в своей можно и не вести)
Александр, можно немного не по теме вопрос? Если как и Вы закончить магистратуру и бакалавриат в Австрии — какие есть способы остаться там жить?
Добрый день, мне выписали штрафной билет, но ни указаны мои реквизиты. Паспорт посмотрели и отдали обратно, не фотографировали и не сканировали. Какой смысл платить?
This blog is an incredibly valuable resource; thank you for your relentless dedication and hard work! https://www.drywallhalifax.com/