«Какие налоги?» — спросите вы, — «Ведь студент не работает, в лучшем случае подрабатывает, но и то зачастую оформляется по-черному, а не по трудовому законодательству». А вот правительство Германии подумало, как ни странно, и об этом :)
Как же вычитать?
Расходы на получение первого (!) высшего образования можно будет учесть в налоговой декларации позднее, а именно когда студент начнет свою профессиональную карьеру, после окончания ВУЗа. В связи с этим всем первокурсникам рекомендуется сохранять чеки об оплате текущих расходов, возникающих и непосредственно связанных с учебой в ВУЗе. Как советуют немецкие чиновники, следует взять коробку из-под обуви и аккуратно складывать туда чеки по годам и по возможности знать, какой чек к оплате чего относится.
Имею ли я тоже право?
Следует упомянуть, что налоговые поблажки могут делаться только гражданам и так называемым налоговым резидентам Германии (те, кто имеет вид на жительство), так что если вы намереваетесь просто поехать учиться в ФРГ и потом зачесть все затраты, спешу вас расстроить — так сразу всё это провернуть не получится.
Те же, кто уже находится в середине образовательного процесса, тоже могут участвовать в программе. Предполагается учитывать траты студентов, связанные с получением первого высшего образования, за предыдущие 4 года обучения. Ведутся дискуссии по поводу увеличения данного срока до 7-ми лет, но окончательное решение еще предстоит принять.
И это всё?
Нет, не все. Существует две схемы, для учета всех сопутствующих обучению затрат.
- Первая предусматривает занесение потраченных средств в графу налоговой декларации «Прочие расходы», что, однако, лишает неработающих студентов возможности «поживиться», ибо «Прочие расходы» могут быть учтены согласно налоговому законодательству Германии только в том же году, в котором они собственно и были понесены. Так что если студент не работает, то и декларацию ему составлять нет повода, а значит, никакой пользы данный вариант ему не принесет, так как по окончании одного года все бонусы аннулируются.
- Вторая схема – вместо «Прочих расходов» суммы из всех накопившихся в течение учебы чеков вписываются в пункт «Расходы на рекламу». В этом случае уменьшить налоговое бремя можно и по истечении одного года с момента совершения трат. Еще один плюс этого варианта – зачесть можно более € 4000 в год, что при первой схеме уже являлось потолком щедрости германского государства.
Второй вариант выбрали бы конечно все студенты, но решение о том, принять ли оба варианта или оставить только один (первый) пока не принято. Так что возможно, что останется только одна схема зачета расходов на учебу и, к сожалению для немецких студентов, не самая привлекательная. Хотя согласитесь, компенсация в € 4000 за год учебы это немало и этой суммы должно хватить большинству обычных студентов.
____________________________
Дата публикации: 09.09.2010
Источник: Focus.de
Зная немцев и их педантичность — они действительно, все как один, достанут коробки из-под обуви, а лучше сразу несколько, и будут собирать чеки, скрупулезно все записывая и отмечая. В России же, да и на всем постсоветском пространстве, это очень маловероятно: не думают наши чиновники так далеко, да и побояться махинаций. А уж желающих обмануть родину- мать появится огромное количество :-)
Да, Марина, вы вероятно правы насчет махинаций и появления большого количества лазеек и спекуляций на тему налоговых льгот, если бы их ввели у нас.
Хотя бы стипендии подняли бы, было бы неплохо!
А насчет немцев с их педантичностью — знаю многих, кто даже не ведет свой собственный бюджет расходов, т.е. сколько в месяц уходит на еду, квартиру и тп. Так что не факт, что прямо все поголовно будут всему этому следовать ;)
В разделе «Имею ли я тоже право?» : «налоговые поблажки могут делаться только гражданам Германии»
Александр, это не верно! Речь идет (в данном случае) о налоговых резидентах Германии! Т.е. если Вы живете в Германии и приняли германскую эконом. резидентуру (скажем, через получение вида на жительство в ФРГ будучи гражданином России), то — это тоже возможность.
«есть ли в России возможность уменьшения налогового бремени на сумму расходов, связанных с получением первого высшего»
Да, есть. Уже достаточно давно. Схема несколько другая (так, скажем, налог.вычеты предоставляются родителям студента, которые оплачивают его учебу).
В общем и целом поддержка именно бакалавриата в Германии — очень хорошая. Это и Бафёг, и с недавнего времени стипендии, возможность освобождения от платы за обучения по целому списку причин и т.п.
Но — для «нашего брата» это не так актуально, т.к. целесообразность учебы на бакалавриате в Германии достаточно спорна (ИМХО, интересна лишь магистратура или выше, а все остальное — трата времени.)
Спасибо Юрий за поправку! Однако у меня осталось несколько вопросов:
1.Как можно получить это самый вид на жительство в Германии? Как я понимаю, просто будучи студентом, этим статусом не наделяются?
Для этого необходимо работать в ФРГ или иметь какие-либо другие заслуги?
2. Если вы смогли бы опубликовать ссылку на источник, было бы здорово! Интересно знать как, учась на бакалавриате в РФ, можно облегчить своим родителям жизнь.
3. А почему вы считаете, что бакалавриат в Германии это что-то спорное? Только из-за альтернативной возможности получить Ausbildung и зарабатывать первое время больше, как вы писали в ваших комментариях к статье «Бросить учебу не выход!»?
1. Александр, тема видов на жительство на самом деле запутанная! Так, скажем, студенческая виза в своем роде тоже вид на жительство — правда, ограниченный. В частности, по возможности работы в стране. Для желающих же после учебы в Германии остаться… новостью (пренеприятной, как можно догадаться) становится то, что… годы учебы в Германии не считаются за годы проживания в стране! (В контексте подачи заявления на вид на жительство. Пример: для подачи заявления на вид на жительство одним из требований является минимум 3 года жизни в Германии. Полный цикл учебы (и, что казалось бы очевидным — жизни) в 5 лет (бакалавр+магистр)… не годится для этого, т.к. время учебы делится на 2 — и заявка отклоняется. Многим, не нашедшим в течение 1-го года после окончания вуза работы, приходится уезжать из страны. Или срочно жениться, как вариант. :) )
Вообще же пост.виды на жительство — у еврейских эмигрантов, у части так называемых «русских немцев», у членов семей граждан ФРГ (про миллионы турков не забываем, которые жен себе привозят с родины), и даже у детей старых эмигрантов (скажем, моя одногруппница-вьетнамка, родившись и прожив почти 30 лет в Германии — гражданства так и не имеет). Кто-то из них хочет не хочет брать гражданство (встречается очень редко), кто-то наоборот, но… не дают. :)
2. Можно воспользоваться поиском: http://ur.ly/vKdB
3. Нет, конечно, этот вариант я как раз совершенно не имел в виду, т.к. изначально речь шла о людях, желающих получить именно высшее (!) образование. ИМХО, трата времени очевидна:
Во-первых, для поступления на немецкий бакалавриат нужно после школы еще пару лет поучиться у нас в вузе.
Во-вторых, даже с этими документами очень часто наших ребят кидают на штудиенколлег на годик, подтянуть немецкий и общие знания, так сказать.
В-третьих, учат-то на бакалавриате все равно очень обще. И немцы им сами не довольны, в большинстве своем. Другими словами, только бакалавриат (без дальнейшей магистратуры) имеет смысл достаточно в ограниченном секторе специальностей.
В-четвертых, многочисленными фактами подтверждено, что нашему еще вчера школяру не очень-то сходу и легко дается учеба! А значит — многие не вытягивают, а кто вытягивает — с плохим итоговым баллом.
Естественно, оценки — дело десятое, главное знание и т.п. — как у нас любят говорить, но… потом тебя с таким дипломом не возьмут дальше даже в твой же уни!!!
А если решишь сменить на ФХ — то еще больше проблем: так бакалавриат на полгода дольше! И кредитов — аж на 30 ECTS больше надо для поступления в магистратуру (не 90, как в уни, а — 120)! А значит, что если и возьмут — то отправят на «доучивание» на семестр еще!
Можно было продолжать и дальше. ИМХО, вот отсюда логично и вытекает — что приезжать надо на магистратуру или выше уже. На Родине закончить нормальный вуз, подтянуть там язык (сейчас, когда есть Интернет — это гораздо легче сделать, чем… еще лет 10-20 назад!) — и уже с хорошими оценками и языком приезжать. Так и время потеряно не будет, и шансов поступить больше, да и — образование немецкое будет выше уровнем!
С длительным процессом поступления в немецкий ВУЗ, это верно подмечено. Однако если люди стремятся уехать в Европу, получть европейское образование и получить возможность по окончании учебы устроиться на работу, то эти 2 года (в слуачае с Studienkolleg 1 год) идут «во имя высшей цели». Плюс это же не просто лоботрясничество, а получение знаний, что (имеется ввиду постоянное получение знаний) в нынешний информационный век является можно сказать залогом успеха.
Так что тут уж все зависит от расставленных приоритетов. Если человек, скажем, просто хочет получить высшее образование, то тут действительно за этим в Германию ехать не обязательно. Если же хочется зацепиться за Европу, то с европейским образованием это сделать проще, если конечно вы не из сферы IT.
Мне кажется что получение бакалавриата в Германии имеет свои преимущества перед получением этой степени на родине:
1. Язык
2. Знакомства с людьми и системой
3. Можно осмотреться вокруг, понять что действительно интересно и перспективно изучать в дальнейшем на магистратуре (возвращаясь к вашему комментарию о неосведомленности наших соотечественников о «докторской ситуации»).
4. Годовая шенгенская виза – езди куда хочешь, были бы средства ;)
PS А за поиск, спасибо :) Взял на себя смелость укоротить ссылку и дать конкретную страницу.
Мне кажется, что это в большой степени вопрос наличия альтернатив. Скажем, если человек в состоянии (в силу интеллектуальных и мат. способностей) вытянуть учебу на Родине в приличном вузе на бакалавра и освоить с помощью того же Интернета достаточно основательно на пассивном уровне немецкий язык — я бы рекомендовал сделать это, а в Германию/Австрию уже ехать на магистратуру.
Если исходить именно из карьерных перспектив и инвестировать свое время в будущее — это оптимальная стратегия.
(Повторюсь, наши соотечественники часто недооценивают риски — в т.ч. ненахождение работы в Германии по окончании… или неполучение места в магистратуре… и что тогда — ехать обратно в возрасте под 25, без опыта работы и… с непонятным никому даже в Москве «забугорным» дипломом бакалавра только?!)
Александр, не все так просто с, казалось бы, преимуществами:
1. Язык — так называемые «русские немцы» и по 20 лет живут в Германии, а не говорят по-немецки. Получить диплом даже доктора в Германии, окончив полный курс учебы, можно не зная ни слова по-немецки — на англоязычных программах.
2. Знакомство с людьми — чего греха таить, наши ребята сразу же начинают общаться с… русскими. И, поверьте на слово, некоторые в этом кругу общения остаются годами. С системой «близко» знакомятся часто… когда уже поздно и пути назад нет. А общие правила можно почитать на тех же сайтах \ форумах.
3. Да, можно… а можно и не закончить, или закончить с плохим баллом бакалавриат — и перекрыть себе дорогу дальше. :)
4. Виза… сейчас даже в Москве студенту не проблема сделать полугодовой шенген через Испанию, а все разговоры про «дешевые авиабилеты» из Европы… не учитывается, что за само нахождение в Европе надо платить, в т.ч. аренда жилья и т.п. ! :)
Конечно, все мои комментарии — сугубо ИМХО.
Неужели «забугорный» диплом никому не внушит уважения или хотя бы доверия? Всё, конечно, зависит от специальности и специалиста по европейскому праву вряд ли будут расхватывать на раз (хотя тоже не факт, может таких вот людей и не хватает на рынке труда).
Но если у вас, скажем, диплом инженера, то понятно, что в Германии, в большинстве случаев, условия получения знаний совсем другие: оборудование современное, опыты устраивают гораздо чаще, компьютерное моделирование ситуаций и тп.
Так почему бы не взять человека, который отучился на инженера за границей в лучших условиях, да к тому же прекрасно владеет русским языком?
А что касается социализации и языка, никогда не понимал, как можно учась за границей не общаться с местными и оставаться ограниченным только русской/украинской/еврейской и тд диаспорой. Ведь другая культура это так интересно! А знание языка настолько облегчает жизнь и даже банально поиск работы!
Если бакалавриат закончен не с отличием, то всегда по моему можно найти мастерские программы где берут в том числе и по результатам вступительных экзаменов. Сложнее, конечно, но не всё как говорится потеряно ;)
Да большинство всего, что пишут люди это ИМХО, никто же не претендует на звание специалиста и всепризнанного гения в том или ином вопросе, когда оставляет свой комментарий на форуме или блоге =) Считаю это нормальным положением вещей. Люди общаются, а значит высказывают свои мнения, которые кто-то вправе принять, а кто-то поставить под сомнение (в приличной словестной форме) :)
Инженер — очень хороший пример!
Так, «Забугорный диплом» никому (из работодателей в РФ) не понятен. И он совершенно не свидетельствует о квалификации. Диплом без опыта работы = бумажка о прослушанных курсах. А тут еще — непонятно каких курсах, о чем и т.п.
И вот если нашего, советского выпускника-инженера, скажем так, можно достаточно быстро «приспособить» к решению тех или иных задач (т.к. всем ясно, что он делал последние пять лет в институте, что ему там давали), то вот с «забугорным дипломом» что делать — вообще не ясно!
Кстати, у нас скорее норма, что молодой выпускник получает позицию инженера. Да, младшего. Да, медленно растет вверх по категориям.
А вот в Германии — это исключение! А норма — что инженер идет делать «практики». И только потом, через годик, может быть, его возьмут на… младшего инженера.
Очень интересный вопрос — оборудование! Да выпускник немецкого вуза не будет знать, с какого бока подойти к нашим техбюро — у нас ведь все программы на русском! А на переобучение — надо тратить время и т.п.
Собственно, в т.ч. и из-за таких ситуаций я и писал, что стратегия — очень важна. А то, получается, что на бакалавриат учиться уехал… а куда потом и зачем — не решил сразу, не наметил. Модное направление выбрал, отучился — балл низкий получил итоговый…
И в магистратуру попал более низкого уровня. А раз так — считай, что итоговая планка у тебя будет по последнему образованию — уже более низкая. Зачем?! В случае с магистратурой больше возможностей «вырулить» ситуацию. ИМХО. :)
И снова ваш комментарий, Юрий, не оставляет мне ни шанса :)
Однако, мне кажется, что современные предприятия в РФ работают уже на иностранном оборудовании и европейскому выпускнику (с родным русским языком!) не трудно будет адаптироваться. Всё это вопрос времени.
А если оборудование допотопное, то встает вопрос: зачем тогда ехать работать в такую компанию в Россию? Надо искать более привлекательные варианты.
Соглашусь с вами, что на магистратуре можно вырулить и за 2 года получить безупречный диплом. НО. Те кто хочет учиться, уже и на бакалавриате прилагают максимум усилий для получения хорошего аттестата.
И еще: вникание в систему образования на магистратуре может оказаться себе дороже — пока разобрался что к чему вот год и пролетел, на курсы нужные ты записаться не успел и остается только 1 год, чтобы как-то все исправить. Если же проучился там на бакалавриате, то все знакомо и понятно — куда идти, как записыватся и что от тебя хотят.
В общем, везде свои плюсы и минусы ;)
:) теперь у меня шансов не осталось! :)
Александр, наверное, я бы предпочел все же — отталкиваться от стратегии человека при поступлении.
Про запись на курсы — не совсем понял, что имеется в виду!? Если о записи на курсы по выбору в начале семестра — то здесь очень многое зависит именно от внутреннего распорядка уни/ФХ и это следует делать через куратора, а по-другому никак. Если же человек, извините, «не допрёт» как ему зарегистрироваться на экзамены по прослушанным курсам (а об этом ему еще напомнят 10 раз через всевозможные каналы а-ля препод, куратор, эл.почта, доски объявлений и т.п.) — то… что он вообще в состоянии тогда делать?! :)
В действительности, скорее, все эти трудности — надуманные. Они решаются (в плане получения информации — что, когда и как надо делать) максимум за полчаса общения с куратором в начале семестре!
С другой стороны, именно через напускание тумана, мол, там столько трудностей и отличий от России в учебе — люди и пытаются как-то обосновать смысл учебы на бакалавра в Германии.
Инженер в России — я бы не стал его идеализировать. Знаю по опыту своих друзей. :))))
По поводу «Соглашусь с вами, что на магистратуре можно вырулить и за 2 года получить безупречный диплом.» — видимо, меня не так поняли. Я вовсе не имел в виду, что на магистратуре «свеженькому» студенту из России учиться сколько-то легче и проще. Наоборот — все курсы сложнее!!! А про «получить безупречный диплом» — я так и вовсе о таком практически не слышал! Но — балл диплома здесь уже не играет той роли, что на бакалавре (где с плохим баллом тебя просто не возьмут нормально дальше — скажем, на моей маг.программе при поступлении людей с баллом ниже 2,3 даже на собеседование не приглашали.).
Положение «Если же проучился там на бакалавриате, то все знакомо и понятно – куда идти, как записыватся и что от тебя хотят.» очень спорно — ведь смена места учебы после бакалавриата — это «золотое правило»! Т.е. дело даже не столько в том, что с плохим баллом тебя не возьмут даже у тебя же в уни — хорошим тоном является смена университета. А на новом месте — все будет уже по-новому. :)
Но, конечно же, правило универсальное: «В общем, везде свои плюсы и минусы ;)»
Да, Юрий, вы правильно поняли про курсы. Просто многие студенты попадая в новую образовательную среду понятия не имеют куда идти, что делать, кто поможет. Русских нет, язык еще не тот, чтобы поверить в себя и пойти в главный офис решать все вопросы. Вот в таких мытарствах и проходит некоторая «вступительная» часть образовательного процесса.
Ну а с магистратурой: можно получить хороший диплом бакалавра на родине и потерять целый год из-за заморочек с визой — просто не успеешь к началу курсов. Я сказал «потерять год», т.к. на магистратуру обычно поступление идёт 1 раз в год. Если поступать на бакалавриат, то зачисляться по большинству курсов можно 2 раза в год — ещё 1 плюс к бакалавриату сразу в Европе ;)
«Потерять» конечно во временно-контилиумном плане ;) В конце концов, всегда есть чем заняться.
А что касается «этики смены образовательного учреждения», то тут я с вами не соглашусь :) Это просто тренд — поучиться здесь, потом там, почувствовать себя гражданином мира, так сказать. Не факт, что образование на новом месте окажется лучше или хотя бы таким же по качеству преподавания. Тут уж каждый решает сам, оставаться в знакомой среде или, как кто-то скажет, двигаться вперед.
И только это автору не влом столько времени для написание статей прожигать, мы очевидно очень благодарны, но вот я для такой альтруизм не способен
Я бы не был столь категоричным, AtownBoox.
Мне нравится эта тематика и мне нравится заниматься моим проектом. Прожигают своё время те, кто работает на незнакомых дяденек и не получает от этого никакого удовольствия. А я по мере развития блога узнаю много нового и знакомлюсь с интересными людьми :)
Уважаемый AtownBoox!
Наткнулась на Ваш коммент…..мне очень захотелось, чтоб и Вы
смогли ощутить ту радость, которую испытать можно, помогая
другим.Возможно, и Вам это будет доступно! Хочется в это верить.
Удачи!
здесь в блоге, я не увидела информацию о том,
какие минусы существуют для работодателя,
если он берет на работу студенте не гражданина ЕС, скажем гражданина/гражданку РФ.
Не смущает ли их то, что по новому закону РФ они ЗП/гонорар должны платить гр-ну РФ, на его Российский счет. В противном случае у гр-на РФ,могут на Родине возникнуть проблемы. Не взымают ли с них дополнительные налоги когда они нанимают не резидента ЕС
К примеру, в РФ, если нанимаешь на работу не резидента РФ, или пользуешься услугами зарубежной компании, то НДФЛ платишь существенно больше, чем за резидента РФ.
Как оно по вашему опыту, есть какие-то «подводные камни» при трудоустройстве в Австрии для не граждан ЕС?